Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рассчитывает, что формула цены для закупки Газпромом труб большого диаметра (ТБД) будет введена осенью, сообщил журналистам замглавы ведомства Андрей Цариковский.

"Нам более активно надо было поработать с Минпромом, с хозяйствующими субъектами, потому что там новая редакция должна быть. Саму по себе идеологию поддерживают практически все, но сами формулы надо сейчас подкорректировать", — сказал он.

"Это наша недоработка, мы должны были активнее работать. Мы о ней не забываем, считаем очень нужной. Рассчитываем, где-то, может быть, осенью выпустить", — сказал замглавы Андрей Цариковский.

В феврале Минпромторг РФ направил Газпрому предложения по изменениям в стандарт закупок труб газовым концерном для обеспечения равных прав поставщиков, предложив, в частности, определять начальную минимальную цену аукционов по формуле. Как говорилось в письме за подписью замминистра Виктора Евтухова, стандарт закупок ТБД организациями Газпрома актуализирован совместно с ФАС и при участии трубных компаний.

Основными предложениями положений стандарта, как говорилось в письме, являются: необходимость проведения Газпромом повторного аукциона на улучшенных условиях в случае, если первоначальная процедура закупки признана несостоявшейся; невозможность заключения "Газпромом" договора с единственным поставщиком по итогам проведенной процедуры закупки на отличных от нее условиях; определение начальной минимальной цены в соответствии с формулой.

Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров провел рабочую встречу для урегулирования разногласий относительно механизма закупок труб между их производителями и Газпромом. Источники, близкие к участникам совещания, рассказывали, что на этом мероприятии производители труб высказали претензии к закупочной политике Газпрома, которая, на их взгляд, перестала соответствовать принципам прозрачности и равнодоступности для российских производителей ТБД. Производители, в частности, предложили ввести стандарт закупок для Газпрома и представлять им информацию о потребности компании в трубах на 2019-2022 гг.

Цены на стальную продукцию на мировом и российском рынке продолжают снижаться. В первую неделю сентября дистрибьюторы в очередной раз уменьшили котировки на арматуру в прайс-листах. Сбавили цены и металлургические компании. Причем весьма вероятно, что до конца текущего месяца будут новые коррекции. Началось понижение и в секторе листового проката, где производители ранее стремились пролонгировать августовские контракты на следующий месяц.

Одна из причин этого спада на российском рынке проката заключается в ухудшении экспортной конъюнктуры. Заготовка обвалилась до минимальной отметки с весны 2017 г., а горячекатаные рулоны отечественного производства впервые с января подешевели до немногим более $450 за т FOB. И «дно», судя по всему, еще не достигнуто. Видимый спрос на стальную продукцию везде сократился. В смутные времена, когда депрессия в мировой экономике грозит перерасти в широкомасштабный кризис, никто не хочет ни покупать, ни инвестировать.

Отдельной проблемой стала конкуренция со стороны индийских компаний, которые ведут себя точь в точь как китайские производители в 2015 г. Испытывая проблемы со сбытом внутри страны, они отчаянно демпингуют на внешних рынках, сбивая цены. В Азии индийская заготовка предлагается фактически вровень с иранской, а горячекатаный прокат на Дальнем Востоке упал до $450 за т CFR, устанавливая новый ориентир для покупателей.

Индия, равно как и Китай, слишком активно стимулировала экономический рост за счет банковских кредитов. За последние годы местные банки выдали сотни миллиардов долларов займов на финансирование строительных и инфраструктурных проектов, создание новых промышленных мощностей, внедрение цифровых технологий и расширение сети телекоммуникаций. Однако когда пришло время расплачиваться, оказалось, что слишком много таких кредитов перешло в разряд проблемных. Банки отказываются предоставлять новые, что и привело к торможению темпов экономического роста, падению объемов строительных работ, сокращению выпуска автомобилей и других транспортных средств. Соответственно, значительно уменьшился и спрос на стальную продукцию, который еще недавно рос рекордно высокими темпами.

Текущие индийские проблемы наглядно демонстрируют рискованность экономической модели развития в кредит, которая имеет немало сторонников в России. Более-менее успешно ее реализует пока что только Китай, но там «подпорками» для нее выступают огромные валютные запасы и финансовые ресурсы, сосредоточенные в крупнейших госбанках, обширнейшие государственные программы капиталовложений и резервы для роста за счет расширения внутреннего потребления, которое, со своей стороны, базируется на великолепно развитых экспортных отраслях «мастерской мира». Убери из этого перечня хотя бы один элемент, и сразу же возникнут большие сложности, с которыми, в частности, столкнулась сейчас Индия.

В отличие от Китая с его интенсивным государственным стимулированием и западных стран, где накаливающиеся долги рефинансируются под минимальную ставку, индийские банки стараются играть «правильно», требуя возврата кредитов. Для ряда национальных металлургических компаний, пытавшихся реализовывать широкомасштабные инвестиционные проекты за счет заемных средств, это уже обернулось банкротствами и распродажей активов в 2017-2018 гг. Этот процесс непосредственно затронул более 15% мощностей в индийской металлургической промышленности и не завершился до сих пор. Теперь то же самое может произойти и в других отраслях экономики страны.

Именно по этой причине российские проекты, претендующие на получение кредитов из Фонда развития промышленности или заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИКов), проходят через такой жесткий отбор. Хорошо это или плохо, но Россия старается жить по нормальным экономическим законам, не пытаясь заливать финансовую систему дутыми деньгами и назначая им реальную цену. Другое дело, что ключевая ставка, хоть и только что сниженная Центробанком РФ до 7%, явно великовата, ведь большая часть российского реального сектора фактически живет в условиях, скорее, дефляции, чем инфляции. Но, по крайней мере, это игра с понятными правилами и просчитываемыми последствиями.

Первая неделя сентября ознаменовалась в России, прежде всего, очередным (уже пятым) Восточным экономическим форумом, на котором было заключено порядка 270 соглашений на общую сумму 3,4 трлн. руб. Конечно, «обещать — не значит жениться», но многие проекты, анонсированные в последние дни во Владивостоке, точно будут реализованы. Россия активно осваивает Арктику, расширяет добычу сырья, наращивает производство сжиженного природного газа. Это создает спрос на продукцию широкого ряда отраслей отечественной экономики — судостроения, трубопрокатной промышленности, производства оборудования, а в конечном итоге — и металлургии.

Медленно, с большими задержками, но постепенно проясняется ситуация с крупнейшими инфраструктурными проектами. Это, в частности, возведение мостов через Лену и пролив Невельского, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали. Все эти стройки имеют несомненно большое значение для всей страны, однако их непосредственный экономический эффект довольно спорный. Вот в правительстве и продолжают считать. Там, очевидно, предпочитают отмерить не семь, а семьдесят семь раз, а уже потом браться за ножницы (или, точнее, развязывать мошну).

Вообще, такое впечатление, что быстро у нас в последнее время строят, лишь когда поджимают конкретные сроки наподобие Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, либо если возникает срочная политическая необходимость, как это было с Крымским мостом. Стоит немного ослабить контроль, и тут же получается сплошной космодром «Восточный». Поэтому, наверное, и с национальными проектами идет ни шатко ни валко. Все тонет в бесконечных увязках, согласованиях и процедурах, так что даже воли первых лиц государства не хватает для ускорения процесса.

Министерство экономического развития и Центробанк, похоже, окончательно смирились с тем, что быстро и хорошо бывает все только на бумаге. Банк России в своем прогнозе уже сдвинул вниз ожидаемые темпы роста в 2019-2021 гг., причем на текущий год они оцениваются только в 0,8-1,3%. А ускорение до 2-3%, непосредственно связанное с реализацией национальных проектов, сдвигается до 2022 г.

В общем, на ближайшее время всем нам придется набраться терпения. Нет, проблемы отечественной экономики постепенно решаются, решения принимаются и даже порой исполняются, началось наведение порядка в ряде регионов, где в последние год-полтора сменились губернаторы. Просто все это происходит в рабочем порядке, а он у нас, как правило, ох уж и неторопливый!

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях "Сервисные металлоцентры России" (Санкт-Петербург, 12-13 сентября), "Проволока-Крепеж" (Москва, 25-26 сентября), "Рынок металлов Центральной Азии" (Ташкент, 10-11 октября).

В рамках инвестиционного проекта ЕВРАЗа по реконструкции Таштагольского рудника на предприятие поступила первая самоходная техника. Проходческая буровая установка, машина очистного бурения и погрузочно-доставочная машина введены в эксплуатацию на горизонте минус 280 метров. До конца текущего года на рудник поступят еще три единицы спецтехники. Полностью укомплектовать парк из двадцати основных и двенадцати вспомогательных самоходных машин ЕВРАЗ планирует к 2021 году.

Самоходное горное оборудование на пневмоколесном ходу обладает высокой проходимостью, маневренностью и мобильностью и при необходимости может легко перенаправляться с одного участка на другой. Данная спецтехника существенно увеличивает производительность труда на всех стадиях подготовки и добычи руды, снижает себестоимость продукции и делает работу горняков безопасной.

Переход с традиционной технологии ведения горных работ на технологию с самоходным оборудованием потребовал квалифицированных кадров. Более 100 сотрудников Таштагольского рудника прошли обучение, из них укомплектованы экипажи для работы на новых машинах.

Впервые в ЕВРАЗе самоходную технику применили в 2014 году на Шерегешском руднике, где она успешно работает до сих пор. В мае 2018 года провели оценку работы машин в условиях Таштагольского рудника: арендованная погрузочно-доставочная машина и буровая установка показали хорошие результаты на проходческих работах.

Проект реконструкции Таштагольского рудника направлен на увеличение объемов добычи железной руды с 2,2 млн тонн до 3,25 млн тонн в год. Инвестиции ЕВРАЗа составят около 6,8 млрд рублей. Реализация проекта также предполагает запуск в работу скипового ствола «Сибиряк», реконструкцию действующего закладочного комплекса с увеличением его мощности в два раза, а также модернизацию станции очистки шахтных вод и административно-бытового комбината предприятия.

Балансовые запасы Таштагольского рудника в пределах горного отвода до горизонта минус 350 метров составляют 53,8 млн тонн руды с содержанием железа 40,3 %. В настоящее время добыча ведется на трех участках: юго-восточном, восточном и северо-западном. Первичный концентрат с рудника поступает на Абагурскую обогатительную фабрику и после вторичного обогащения в полном объеме отправляется на ЕВРАЗ ЗСМК.

Череповецкий металлургический комбинат, один из крупнейших интегрированных заводов по производству стали в мире (входит в состав дивизиона «Северсталь Российская сталь»), завершил капитальный ремонт основного технологического оборудования в листопрокатном цехе №1 (ЛПЦ-1).

Ремонтные операции выполнял персонал производства плоского проката ЧерМК, Центра «Промсервиса» и машиностроительного центра «ССМ-Тяжмаш (ремонтные подразделения дивизиона «Северсталь Российская сталь»), а также подрядных организаций.

«Благодаря командной работе и серьезной предварительной подготовке продолжительность ремонта удалось сократить на 8 часов. Комплекс действий, выполненный в рамках капитального ремонта стана 1700 и 2800, безусловно, позволит повысить качество выпускаемой продукции, в частности, высокопрочных марок стали, востребованных у клиентов сферы машиностроения. Кроме того, так мы повышаем надежность оборудования и, как следствие, ремонтную безопасность ЧерМК», – отметил генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» Вадим Германов.

Основной комплекс работ прошел на стане 1700. Специалисты провели ревизию моталок и шестеренных клетей, правильно-тянущей машины, койл-бокса, заменили подушки подшипников на четвертой клети агрегата, произвели фрезеровку клети №2 с заменых планок.

В период капитального ремонта выполнен ряд важных подготовительных работ к крупной инвестиционной программе 2020 года. В рамках масштабной инициативы на стане 2800 будут установлены модернизированные холодильники, устройства контролируемого охлаждения листа, автоматизация чистовой клети Кварто с установкой гидронажимных устройств.