Вторая половина февраля выдалась в мире, мягко говоря, не скучной. Венесуэла, индийско-пакистанский конфликт, очередной раунд американо-китайских торговых переговоров, бесплодный саммит в Ханое, Сирия, Иран и снова Венесуэла... Все больше кризисов, неясностей и неопределенностей, что оказывает непосредственное влияние на рынок стали, который сейчас стоит сразу перед несколькими развилками. И Дональд Трамп в качестве хитрого, себе на уме, проводника, что завел куда-то не туда, но не хочет в этом признаваться.
Со стальной продукцией сейчас в мире все происходит... беспорядочно. Где-то что-то поднимается, где-то опускается, все выжидают, и никакой уверенности в будущем. Российский рынок, наоборот, завершил февраль мощным подъемом, но и здесь обстановка выглядит неоднозначной, а его участникам так или иначе придется сверять свои дальнейшие шаги по зарубежным ориентирам.
На какие маяки и точки опоры надо обратить внимание?! В первую очередь, на Китай. В отношениях со Штатами там сейчас сложилась ситуация «Ни войны, ни мира». Американцы отложили повышение пошлин на китайские товары, прекрасно понимая, что в ответ им тоже может прилететь что-то тяжелое, а за удорожание импорта из-за роста тарифов придется платить своим же покупателям. В Китае и рады были бы, наверное, договориться по-хорошему, но от них требуют всего лишь за сохранение статуса-кво пожертвовать своими высокотехнологичными компаниями, на которые сейчас делается основная ставка в дальнейшем развитии национальной экономики.
В принципе, этот «худой мир» может продлиться достаточно долго, но здесь есть одно отягчающее обстоятельство. Нынешние американские власти всегда начинают переговоры с «наезда», с выдвижения ультиматума. Так было с Россией по ракетному договору, с Ираном, с КНДР, с Венесуэлой, с «Северным потоком-2». Точно так же происходили и контакты с Китаем по торговым вопросам. И когда эти ультиматумы не проходят, а не прошли они все, штатники, похоже, просто не понимают, что делать. В отношении с Северной Кореей американский президент смог нарисовать себе «перемогу» по итогам встречи с Ким Чен Ыном в Ханое, но с китайцами этот номер может и не пройти. Поэтому ситуация здесь непредсказуемая, способная привести к осложнениям.
Впрочем, проблемы есть не только у США, но и в Китае. Национальная экономика тормозится, сколько не пытайся разогревать ее с помощью доступных кредитов. Статистические данные за январь показали продолжение спада в автомобилестроении, очередное снижение индекса PMI в китайской промышленности, уменьшение темпов инвестиционного роста. Правительство пытается поддержать спрос посредством увеличения своих расходов. В конце февраля было заявлено о расширении финансирования инфраструктурных проектов. Тем не менее, по оценкам Национальной комиссии по развитию и реформам, в текущем году инвестиции в основной капитал должны просто стабилизироваться после прошлогоднего роста.
На китайском рынке стали так и не произошло традиционного подъема после новогодних праздников по местному календарю. Не наблюдалось ни заметного оживления спроса, ни особенного повышения цен. Складские запасы проката в конце февраля сильно превышали средние показатели, что может повлечь за собой обвал. Правда, китайские компании подняли на $20-40 за т экспортные котировки на стальную продукцию, и в этом их поддержали другие поставщики, включая российских, но без опоры в виде внутреннего рынка КНР этот рост может оказаться непродолжительным.
В дальнейшем события могут пойти по нескольким вариантам. Прежде всего, может оказаться, что вялость китайского рынка стали во второй половине февраля отчасти могла быть вызвана сложными погодными условиями. Проливные дожди на юге страны и снегопады на севере — не лучшие условия для строительной отрасли, например. Не исключено, что в марте, когда потеплеет, спрос на металлопродукцию пойдет вверх. А вот если нет, то это будет очень серьезным неблагоприятным признаком.
Еще один фактор — объемы производства стали в Китае. В третьей декаде февраля в нескольких городах ряда провинций впервые за всю зиму был введен наивысший уровень угрозы смога, требующий сокращения выплавки чугуна на 50-70%. А второй уровень, предусматривающий снижение загрузки на 30-50%, был распространен на всю провинцию Хэбэй — главный центр китайской тяжелой индустрии, а также еще на несколько промышленных регионов. Это может немного уменьшить избыток предложения стальной продукции и, опять-таки, поднять цены.
С котировками на прокат в Китае достаточно тесно связан и мировой рынок железной руды. После мощного скачка в первой декаде февраля цены на споте и на биржевых торгах в том же Китае постепенно понижались. В первую очередь, по причине нежелания китайских компаний покупать дорогостоящее сырье при отсутствии увеличения стоимости стальной продукции. По данным китайской консалтинговой компании Mysteel, во второй половине прошедшего месяца рентабельность китайских меткомбинатов была близкой к нулю. Если же китайские металлурги поднимут цены, расширят спрос на сырье, и оно снова подорожает, это станет отправной точкой для роста на всем мировом рынке стали.
Однако железная руда может повыситься и по причинам, не связанным с Китаем. Со времени катастрофического прорыва дамбы хвостохранилища на руднике Corrego do Feijao бразильской корпорации Vale прошло уже больше месяца. Некоторые железорудные предприятия компании вроде бы приостановили работу, Vale объявила форс-мажор по нескольким контрактам, но за первые три недели февраля бразильский экспорт руды вырос на 7,8% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Понятно, что идет отгрузка из запасов, но как много их у Vale и на сколько их хватит?! Вопросы без ответов...
Между тем, австралийские железорудные корпорации уже официально заявили, что в случае реального уменьшения поставок железорудного сырья из Бразилии не станут наращивать свой экспорт. Загрузка мощностей у них и так очень высокая, а прибыли важнее, чем небольшое увеличение рыночной доли. Так что, еще не исключено, что через какое-то время, если не провалится в спад Китай, мы снова увидим железную руду дороже $90 за т.
Еще один клубок неясностей и противоречий мы видим в Европе и прилегающей к ней Турции. В конце января и первой половине февраля турецкие компании здорово разогрели весь региональный рынок, увеличив закупки металлолома и заготовки и подняв цены не только на сортовой, но и на листовой прокат. Однако к концу прошедшего месяца «восточная сказка» закончилась. Турецкая строительная отрасль несмотря на некоторое оживление в последние несколько недель находится в глубокой депрессии. Экспорт турецкой стальной продукции в ЕС ограничен сейчас горячекатаными рулонами и оцинковкой, потому что полугодовые квоты на арматуру и катанку оказались полностью заполненными меньше, чем за две недели.
Цены на сортовой прокат в Турции снова снижаются, но... предел этому спаду может положить «сырьевой фактор». Удешевлению металлолома на местном рынке препятствует его мартовское подорожание в США и Евросоюзе. Поэтому и стальная продукция отечественного производства может стабилизироваться в цене на относительно высоком уровне, правда, при существенно сузившемся спросе.
Положение в Турции и на Ближнем Востоке в целом в немалой степени будет зависеть от того, что происходит в Евросоюзе. Пока что там свои непонятки. «Брексит» то ли будет в конце марта, то ли нет. Американский президент до мая будет решать, не ввести ли ему защитные пошлины на европейские автомобили и автокомпоненты. Европейский автопром лихорадит уже несколько месяцев подряд, а европейский экономический флагман Германия находится в самом эпицентре кризиса. В январе германское промышленное производство упало более чем на 4%, что стало наихудшим показателем с 2009 г.
На этом фоне весьма странно выглядит мощный скачок цен в России. За прошедший месяц котировки на отдельные виды стальной продукции подскочили на 4-5 тыс. руб. за т. Арматура размером 12 мм под конец февраля превысила на споте 40 тыс. руб. за т с НДС, горячекатаный прокат достиг 44 тыс. руб. за т, сварные трубы малого и среднего диаметра для строительства и ЖКХ предлагаются заводами от 42 тыс. руб. за т EXW. В то же время, фасонная продукция, холоднокатаный и оцинкованный прокат подорожали куда как более скромно.
Однако подорожание было и объективным, и необходимым. Заводы поднимали котировки вследствие роста за рубежом, а для металлотрейдеров даже такое искусственное оживление на рынках арматуры, горячекатаного проката и сварных труб стало возможностью изменить баланс, покончить с нетерпимой ситуацией, когда прокат на споте стоит меньше, чем продают его комбинаты, а труба котируется по одной цене со штрипсом. Сейчас же у дистрибьюторов есть небольшая, но положительная маржа.
Вообще, складывается впечатление, что одной из основных причин низких темпов роста российской экономики в последнее время и кризиса на спотовом рынке металлопродукции является падение рентабельности отечественного бизнеса, особенно, малого и среднего, не имеющего отношения к государству и слабо участвующего в госзакупках. «У клиентов стало меньше денег», - об этом говорят все. А нет денег — нет и платежеспособного спроса.
Это безусловно связано с тем, что больше средств из реального сектора экономики начало извлекать государство. Россия действительно снимает себя с нефтегазовой иглы, но компенсирует выпадение доходов от экспорта энергоносителей усилением давления на прочие сектора. Федеральная налоговая служба недавно сообщила, что в 2018 г. собрала и перечислила в консолидированный бюджет 21,3 трлн. руб, что на 23% или 4 трлн. руб. превысило показатель прошлого года. А ведь, как известно, что если в одном месте чего-то увеличится, то в другом, соответственно, уменьшится.
По большому счету, налоги в нашей стране не выше, а то и ниже, чем во многих развитых странах. Но проблема заключается в том, что бизнес-модель очень многих российских частных компаний учитывала возможность увеличения собственной прибыльности за счет некоторой недоплаты налогов. Сейчас это все чаще не проходит, а в будущем проходить совсем не будет. Единственный выход из этого положения — повышать прибыльность, но задача эта представляется крайне сложной. В частности, в российской металлоторговле маржинальность при продаже той же арматуры или сварных труб в последнее время вообще стремится к отрицательным показателям.
На состоявшейся 21-22 февраля конференции «Региональная металлоторговля России» этот вопрос обсуждался. Передовые металлоторговые компании решают эту задачу посредством предложения потребителям дополнительных услуг, продуктов с более высокой добавленной стоимостью, гарантий качества, лучшего сервиса, т. е. того, за что нормальные клиенты готовы платить деньги. Но не менее, а то и более важной задачей представляется повышение «цивилизованности» российского бизнеса.
Так, большой вред наносит практика искусственного занижения цен отдельными недобросовестными компаниями (в частности, на тендерах), которые, как правило, изначально не собираются в полной мере выполнять взятые на себя обязательства, мухлюя с качеством, объемами, сроками и т. д. Вот с чем, пожалуй, надо бороться ФАС! Проблемой является и давление на партнеров со стороны «олигополий», будь то крупные металлургические комбинаты или торговые сети.
В последнее время власти много говорят о необходимости улучшения предпринимательского климата. Например, не так давно наш лексикон обогатился понятием «регуляторная гильотина». Но представляется, что российский бизнес получил бы еще большую пользу, если бы государство не столько снижало количество требований к нему, сколько боролось бы с недобросовестными практиками, давая возможность всем добросовестным участникам рынка нормально зарабатывать.