С самого начала было видно, что 2020 г. стартует, как говорится, с места в карьер, без «раскачки». Но такой концентрации важных событий, как в прошедшую неделю, давно не было. Одно только послание президента Федеральному собранию заслуживало серьезного внимания. А ведь за ним последовали отставка правительства и назначение нового премьер-министра, кандидатура которого стала неожиданностью для подавляющего большинства наблюдателей! За рубежом важную роль сыграло, прежде всего, подписание первой фазы торгового соглашения между США и Китаем.
Конечно, на сегодня еще многое не ясно, тем не менее, уже сейчас можно сделать ряд выводов. Прежде всего, как отметил президент, в обществе четко обозначился запрос на перемены. И перемены обязательно будут. Собственно, они уже есть.
Ушедшее в отставку правительство не выполнило две ключевые задачи. Во-первых, более чем за полтора года, если считать с мая 2018-го, оно не смогло эффективно запустить национальные проекты и с толком потратить деньги, которые государство извлекло из экономики (собственно, нынешний премьер и извлекал). Во-вторых, прежнее правительство не сумело повысить доверие к себе и государственным институтам со стороны населения и бизнеса.
Как отмечалось на Гайдаровском форуме, прошедшем как раз в самые турбулентные дни 15-16 января, сами по себе национальные проекты не могут стать существенным источником экономического роста. Чтобы эффект возник, необходимо, чтобы эти инициативы подхватил бизнес своими инвестициями — так сказать, поверил в них. Этого не произошло. Более того, если не считать крупнейших государственных и частных корпораций, способных напрямую взаимодействовать с органами власти и получать их поддержку при запуске конкретных проектов, инвестиционная активность в прошлом году снизилась.
Причины этого спада хорошо известны. В первую очередь, это пресловутый инвестиционный климат, каковое понятие включает в себя, прежде всего, доверие к судам, правоохранительным и прочим государственным органам. Во вторую — нехватка финансирования. Конечно, честь и хвала Фонду развития промышленности, основателям СЭЗов, технопарков, долин и т. п., но то, что для запуска инвестиционных проектов требуются льготные условия, как-то настораживает. А в обычных условиях, на общих основаниях, что, ничего не запустишь?!
Кроме того, серьезной проблемой для российской экономики стало регулирование, которое зачастую мешает работать. Про порядок госзакупок и некоторые его результаты можно только скорбно промолчать. Деятельность отечественных компаний ограничивается массой правил и запретов. А это — дополнительные затраты времени и средств. Между тем, средний (по размерам) отечественный бизнес и так не отличается высокой прибыльностью. В последние годы в конкурентных секторах экономики наблюдалась, скорее, дефляция, тогда как издержки на энергию, «услуги» государственных органов и монополий, различные платежи и, да, налоги росли. Поэтому и процентные ставки по кредитам выглядят для большинства компаний реального сектора запретительно высокими.
Именно эти проблемы и надо будет решать новому правительству. Остальное — ускорение реализации национальных проектов, демография и социалка — это уже, скорее, «вишенки на торте». Правда, следует отметить, большие и вкусные. Дополнительные ассигнования в размере 4 трлн. руб. в 2020-2024 гг. на поддержку рождаемости и борьбу с бедностью — это достаточно весомая прибавка к совокупному спросу на отечественном потребительском рынке и в сфере жилищного строительства.
Очень важное значение будет здесь иметь размах кадровых перемен. Первые лица — первыми лицами, но в последние годы в Министерствах экономического блока как-то появилось довольно много управленцев в возрасте 35-45 (реже — до 50) лет в ранге руководителей департаментов, статс-секретарей и замминистров. Все они производят впечатление очень компетентных, квалифицированных и работоспособных специалистов. Более того, именно они заняты сейчас отладкой законодательства и работой над ошибками, выявленными в течение первого года запуска национальных проектов. И есть основания ожидать, что эта команда продолжит свою нынешнюю деятельность невзирая на все перемены в самых высоких властных кабинетах.
И еще несколько впечатлений от Гайдаровского форума. Понятно, что многие спикеры на пленарных дискуссиях отсутствовали, а дискуссия по ряду тем просто не состоялась, поскольку новая метла еще не начала мести, а о новых перспективах стало говорить еще рано. Тем не менее, заметно, что по многим направлениям идет работа «as usual», т. е. в обычном деловом режиме. Это касается и совершенствования регуляторики, и губернаторского корпуса, и конкретных отраслей и проектов. Нынешняя промежуточная ситуация часто представляется как возможность привлечь внимание нового правительства к старым проблемам и тем самым ускорить их решение.
Несколько раз приходилось слышать, что многие недостатки российской экономики вытекают из психологии. Как было в свое время верно замечено, разруха начинается в головах. Наш бизнес во многом вышел из 90-х гг., но не до конца. Отсюда и низкий уровень доверия друг к другу, который выливается в конкретные трансакционные издержки и нечестные практики, и очень короткий горизонт планирования, и низкое качество управления компаниями, и неумение сотрудничать. И лечить это придется очень долго. Не зря Герман Греф назвал образование самым важным направлением работы правительства. Впрочем, говоря «А», неплохо было бы перейти и к следующим буквам алфавита. Сложно вывести в бизнесе «душок 90-х», когда культурное пространство у нас с тех пор мало изменилось.
В общем, впереди очень много работы и, будем надеяться, перемен к лучшему. Тем более, что международная обстановка отнюдь не настраивает на благодушный лад. Например, очень напрягли на Гайдаровском форуме постоянные мантры многих иностранных участников о климатической политике, а также наличие борцов с глобальным потеплением в российском экспертном сообществе. Причем все дружно путают снижение выбросов углекислого газа с экологией, хотя это совершенно разные вещи. Проблема здесь в том, что ведущим российским компаниям, работающим на западных рынках, приходится учитывать эти заморочки — точно так же, как и введенные в 2014 г. антироссийские санкции. И заявленный президентом примат российских законов над внешними требованиями, который предлагается включить в Конституцию, здесь может и не помочь.
На прошлой неделе США и Китай поставили если не точку, то, по крайней мере, запятую в своей длительной торговой войне. Правда, так называемое соглашение о первой фазе производит достаточно странное впечатление. По-видимому, Китай купил себе еще немного времени, чтобы успеть перестроить свою экспортно ориентированную экономику в большей степени на внутренний рынок, а также продвинуть как можно больше своих товаров в развивающиеся страны Африки и Азии, чтобы хотя бы частично заместить ими США. Что же касается американского президента Дональда Трампа, то он смог записать себе в актив очередную «перемогу» и больше не трогать эту тему до выборов в ноябре.
Наибольшее внимание в этом соглашении, конечно, привлекло обещание Китая увеличить импорт американских товаров и услуг, в частности, энергоносителей и сельхозпродукции на $200 млрд. за два года. В этом списке значатся, в частности, даже стальная продукция и редкоземельные элементы — очевидно, американский концентрат, который для обогащения отправляют в Китай. Однако, Китай, во-первых, в прошлом году уже давал похожие обещания и легко отказывался от них в ходе очередного раунда торгового конфликта. А, во-вторых, в соглашении есть оговорка о том, что закупки американских товаров будут осуществляться на общих основаниях в зависимости от коммерческих соображений и рыночных условий.
Между тем, в Китае все еще действуют импортные пошлины на очень широкий ряд американских товаров, включая сжиженный природный газ, нефтепродукты, уголь, концентрат редкоземельных элементов и многое другое. Их ставка составляет порядка 25-30%, и их пока не отменили. Вот когда (и если) тарифы обнулят, можно будет говорить о возможности реального расширения американского экспорта в КНР. Поэтому не исключено, что договаривающиеся стороны до ноября будут просто держать «покерфейс» и вести вялые переговоры о второй фазе, которые ни к чему не приведут, так как потребуют слишком больших уступок от Китая или отказа от претензий к КНР со стороны США.
Впрочем, для вида пока все хорошо. И на мировом рынке листового проката тоже все хорошо. Цены на него стабильно поднимаются. Индийские компании стремятся довести экспортные котировки на горячекатаные рулоны до $500 за т FOB. В Турции это уже пройденный этап, и там продвигают $510-520 за т, а в Европе ArcelorMittal намеревается вывести рынок на отметку 500 евро за т EXW. Так что, и у российских металлургов в данный момент есть все основания рассчитывать на подорожание своего горячекатаного проката до $500 за т FOB по мартовским контрактам. Очевидно, будут расти котировки на листовую продукцию и в России.
С сортовым прокатом не все так благостно. Арматура не идет вверх ни в Турции, ни, по большому счету, в Европе. В Азии уже 25 января будут праздновать Новый год по китайскому календарю, так что рынок находится где-то между стагнацией и спадом. Стоимость металлолома в Турции упала от около $300 до менее $290 за т CFR, так что на очереди — удешевление заготовки. Поэтому российским компаниям, скорее всего, придется отказаться от дальнейшего увеличения стоимости арматуры в России, а может, и откорректировать цены в сторону понижения.