В начале третьей декады апреля на мировом рынке стали появились оптимистичные настроения, вызванные грядущим ослаблением и даже отменой карантина в некоторых странах и перспективами начала восстановления спроса на стальную продукцию. Но наступил май, и свет в конце туннеля задернулся дымкой.

Прежде всего, скорого восстановления спроса не будет, а возвращение к привычной докризисной жизни уходит куда-то в неопределенную даль. Даже в относительно благополучных странах, где количество заболевших почти перестало увеличиваться, а люди стали меньше умирать от поганого вируса, речь идет не об отмене, а только об ослаблении карантина.

Да, там снова открываются школы, магазины, парикмахерские и фитнес-центры. Но при этом сохраняются многие ограничения, в том числе, транспортные. Пока и речи не идет о спортивных состязаниях, выставках и концертах. На предприятиях и стройках, в общественном транспорте и сфере услуг обязательны защитные маски и социальное дистанцирование. Во Франции, например, такие меры будут действовать до 24 июля, хотя карантин снимают с 11 мая.

И ничего против этого не возразишь. Есть риск рецидива как, например, в Сингапуре, где в марте, вроде бы, удалось предотвратить эпидемию, а теперь там жесткий карантин продлен до 1 июня. И пока нет лекарства от коронавируса, способного эффективно предотвратить появление новых зараженных, изоляция в той или иной степени будет продолжаться. А это – работа на месяцы, в самом лучшем случае.

Поэтому возвращение спроса на стальную продукцию после ослабления карантина отнюдь не означает его восстановления в ближайшей или даже среднесрочной перспективе. В Италии, где промышленность уже понемногу начала запускаться, металлургические компании и дистрибьюторы рассчитывают, что в мае загрузка мощностей и объем продаж будут на уровне не более 40-50%, от прошлогодних показателей. В США продолжается закрытие мощностей на металлургических комбинатах. Автозаводы там, вроде бы, возобновляют выпуск в первой декаде мая, но профсоюзы считают это преждевременным с точки зрения безопасности сотрудников.

Поэтому некоторое оживление спроса на прокат на мировом рынке и повышение цен во второй половине апреля стало непродолжительным. В последние дни прошедшего месяца котировки либо стагнировали, либо опускались. Наименее проблемной выглядела Восточная Азия благодаря Китаю, который вдруг переквалифицировался в достаточно крупного импортера горячекатаного проката, заготовки и слябов.

Но у китайской, как, кстати, и вьетнамской экономики есть одна неустранимая слабость – падение спроса на металлоемкие промышленные товары, составляющие весомую долю их экспорта. По оценкам национальной металлургической ассоциации CISA, в прошлом году из страны было вывезено почти 80 млн. т стали в виде экспорта автомобилей, промышленного оборудования, бытовой техники, морских судов и контейнеров. Как ожидается, в 2020 г. эти поставки упадут на 25%.

У рынка стали выбивают сырьевую подпорку, которая помогла ему подняться пару недель тому назад. В Турции снова подешевел металлолом, потерявший уже порядка $20 за т по сравнению с недавним пиком. За ним начали снижаться котировки на арматуру и заготовку на всем Ближнем Востоке. Региональный строительный сектор остается в кризисном состоянии вследствие падения цен на нефть и других неблагоприятных факторов.

В Китае в последние дни перед праздниками уменьшилась стоимость железной руды. Пока незначительно: значение спотового индекса Fastmarkets для австралийского концентрата с 62%-м содержанием железа все еще превышает $80 за т CFR. Но многие эксперты считают, что китайским металлургам так или иначе придется сокращать выплавку.

Понижение цен на руду до $70-80, а то и до $60-70 за т CFR Китай несколько облегчит жизнь металлургам, но и позволит им дальше сбавлять котировки на свою продукцию. Производство стали в целом сокращается, но на внешних рынках продолжают конкурировать друг с другом за резко уменьшившиеся заказы поставщики из Индии, СНГ, Кореи, Турции, других стран. При этом, скорее всего, правительства будут все сильнее поддерживать собственных производителей, ограничивая импорт стальной продукции.

Российские металлургические компании тоже начинают сбавлять обороты. Во второй половине апреля резко уменьшилась загрузка мощностей по выпуску сварных труб малого и среднего диаметра, а в мае она может упасть и до менее 50% от прошлогодней. Соответственно, меткомбинаты будут сокращать производство листового проката. Та же ситуация наблюдается в секторах арматуры и другой продукции строительного назначения. В апреле видимый спрос на нее снизился, по меньшей мере, на 20-30%, а в некоторых регионах, включая Москву и Московскую область, - еще сильнее. И май вряд ли принесет существенное облегчение.

Хотя в правительстве должны подготовить план возвращения экономики в нормальное состояние после режима самоизоляции, само по себе ослабление карантина отодвигается куда-то в далекое будущее. Попытка компромисса между остановкой эпидемии, с одной стороны, и сохранением экономической активности, с другой, как всегда, оказалась хуже обеих крайностей. Теперь и карантин приходится ужесточать, во всяком случае, в наиболее пострадавших регионах, и угнетение экономики ограничительными мерами будет продолжаться дольше.

Пока сужение спроса на прокат на десятки процентов не привело к обвалу цен. Только сварные трубы опустились на уровень осени прошлого года. Но в этом секторе и избыточные мощности самые большие, и игроков очень много, и есть, так сказать, привычка решать сбытовые проблемы с помощью демпинга. Однако резкое сокращение выпуска данной продукции, возможно, поможет стабилизировать ситуацию.

В целом металлотрейдерские компании осознают, что радикальное понижение котировок не даст существенного роста продаж. Цены просто медленно и постепенно идут на спад. Кроме того, определенное сдерживающее влияние оказывают на них действия металлургических компаний, которые до самого конца апреля отказывались от официальной коррекции своих предложений. Впрочем, на уступки клиентам производители все равно идут. Сейчас все в одной давшей течь лодке…

Для нас это еще вопрос завтрашнего дня, поскольку главное сегодня – хотя бы затормозить распространение эпидемии, но в связи с продолжением действия карантинных мер все более актуальным становится вопрос о дальнейшем сосуществовании экономики с коронавирусом. Эпидемия в самой жесткой форме продемонстрировала фатальные слабости нынешней экономической модели западных стран, которую в значительной мере восприняла и Россия. Коронавирус буквально сдул с нее огромную настройку сферы услуг с десятками миллионов рабочих мест.

Более того, всеобщее падение доходов подрубило под корень основной столп современной экономики – потребительский спрос. Без широких масс достаточно зажиточного населения, тратящего свои немалые заработки на товары и услуги и за счет этого дающего возможность аналогично зарабатывать соседям, существующие мощности становятся категорически, абсолютно избыточны!

Не из-за коронавируса не торопятся снова запускать конвейеры автопроизводители! На рейдах портов уже стоят борт о борт с заполненными под горлышко танкерами суда, нагруженные сотнями автомобилей, которые больше некому покупать. Интересно, как скоро присоединятся к ним контейнеровозы, набитые не востребованными товарами?!

Нынешний кризис уже сравнивают по своим масштабам с Великой Депрессией 30-х гг. Тогда, чтобы из него выйти, понадобилось погрузить мир во Вторую Мировую войну и разорить целые страны, чтобы США смогли, наконец, полностью запустить свои производственные мощности и дать хорошо оплачиваемые рабочие места своим гражданам. Этой инерции хватило до 70-х гг., а дальше пришлось задействовать «рейганомику» с ее жизнью в кредит. Причем не исключено, что если бы не развал Советского Союза, в кризисе 90-х оказался бы Запад…

Да, современная потребительская экономика крайне расточительна. Спрос на различные виды ресурсов сильно раздут. Количество несообразностей и диспропорций в ней просто зашкаливает. Но большой вопрос, удастся уже сегодня, сейчас предложить ей адекватную замену?! Или хотя бы частично восстановить платежеспособный спрос, не допустив обнищания широких масс населения?! Иначе в результате нынешнего кризиса мир может запросто провалиться на сто с лишним лет назад, в период конца XIX - начала XX века с его огромными социальными контрастами и сломанными социальными лифтами.

Данная проблема стоит теперь и перед Россией. Карантин оказался долгим, значит, массовой безработицы не избежать. Сфера услуг могла бы восстановиться после месячной паузы, с трудом выдержать полтора-два. Но теперь резервы ее прочности истекают.

Безусловно, российская экономика от этого не рухнет. Ее основой являются крупные государственные и частные компании, способные пережить кризис или получить дозированную индивидуальную государственную поддержку. Более того, ныне терпящие бедствие малый бизнес и его работники с неформальной занятостью и в лучшие времена обеспечивали крайне небольшую долю поступлений в государственный бюджет. Но сможет ли государство после прохождения самой острой стадии эпидемии создать достаточное количество рабочих мест для вчерашних продавцов и «манагеров»? Или снять большую часть административных барьеров, чтобы позволить малому бизнесу снова зародиться и обрасти жирком?! Посмотрим, что скажут президент и правительство после праздников…

Но, так или иначе, металлургическим компаниям и дистрибьюторам, пожалуй, придется учитывать, что докризисный спрос на стальную продукцию не восстановится еще очень долго ни в России, ни за рубежом. А в некоторых сферах, не исключено, не восстановится уже никогда. Нынешние производственные мощности являются избыточными, и возвращение к равновесию не обойдется без ликвидации части из них. Изменения, которые сейчас происходят под воздействием карантинных ограничений, все больше принимают долгосрочный, а то и необратимый характер, и понадобятся точные действия государства и недюжинная исполнительская дисциплина, чтобы выйти из создавшейся сложной ситуации с наименьшими потерями.

Одним словом, все не то, что еще не кончилось, а лишь только началось. В эти игры всем нам придется играть вдолгую.